Монастырский комплекс
В писцовых книгах начала XVI века имеется упоминание о посаде Спасовщина (селении Спасском). Он находился на том месте, где сейчас располагается Смольный. Этот топоним сохранился примерно до XVIII века. Название "Спасское" можно увидеть на картах Санкт-Петербурга начала 1700-х годов. В конце XVII века напротив крепости Ниеншанц появился шведский форт Сабина, представляющий собой земляные валы с пушками и являющийся частью укрепленной крепости. Там же находилось шведское поселение.
Ниеншанц был взят русскими войсками в 1703 г. Рядом с ним на берегу Невы для нужд Адмиралтейства соорудили Смоляной двор для хранения смолы, предназначенной для судостроительных верфей. Здесь же для Петра I был построен дом с садом, получивший название "Смоляной дом". В этом месте до переноса в Кикины палаты в 1716 г. находилась коллекция натурного кабинета.
Около 1720 г. на месте Смоляного дома заложили загородный дворец, ставший впоследствии Летним дворцом Елизаветы Петровны. Изображений дворца не сохранилось, но на планах Петербурга 1730-х годов можно увидеть генеральный план этого комплекса. Главный корпус дворца сгорел в 1744 году, а сам он существовал, скорее всего, до 1760-х годов, когда был снесен при сооружении здания мещанского училища. В 1730-х годах на территории вокруг Смольного двора находились слободы конной гвардии.
Строительство Смольного монастыря
К концу своего правления императрица Елизавета Петровна собиралась стать настоятельницей женского монастыря, поэтому 29 октября 1748 г. она подписала Именной указ "Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского величества, называемый "Смольный".
Создать монастырский комплекс было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Подготовительные работы и доставка строительных материалов начались весной 1745 года, скорее всего, в это же время Ф.Б. Растрелли приступил к созданию проекта. Он был в основном завершен к 1748 году, тогда же состоялась торжественная закладка Смольного собора. Сначала Растрелли хотел возвести квадратный в плане одноглавый храм с выступами по углам, апсидой на восточном фасаде и четко видимой волнистой линией всех фасадов, характерной для архитектуры римского барокко. Но императрица пожелала, чтобы собор соответствовал православным канонам. В июле-августе 1749 г. архитектор изменил первоначальный проект "на греческий манер". В основу храма был положен центрический тип с традиционным для древнерусской архитектуры пятиглавым завершением. Следует отметить, что Ф.Б. Растрелли был хорошо знаком с такими древнерусскими постройками, как церковь Вознесения в Коломенском и многими другими. Одновременно императрица распорядилась строить колокольню Смольного собора по образцу колокольни Ивана Великого в московском Кремле. Растрелли составил проект пятиярусной 140-метровой колокольни, завершение которой напоминает формы московского образца. Новый проект и смета с пятиглавым собором были утверждены в 1750 году.
Как это было принято в XVIII веке, рабочих чертежей будущего собора не готовили, их заменяла постоянно находившаяся при строительстве модель. Она была выполнена с 1750 по 1756 годы мастером Якобом Лоренцо под непосредственным руководством Растрелли. Для этого в 1751 году на территории будущего монастырского комплекса была сооружена специальная "Модельная светлица". В настоящее время эта модель хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и является основным источником, позволяющим воссоздать оригинальный замысел великого архитектора. Следует отметить, что в процессе строительства в проект вносились коррективы, поэтому колокольня несколько отличается от первоначального замысла.
Специальной конторой по возведению Воскресенского Новодевичьего монастыря с марта 1749 года руководил бригадир Яков Мордвинов. Он подчинялся откомандированному Гоф-интендантской конторой архитектурному помощнику Христиану (Кретьяну) Кнобелю, который получал распоряжения от самого Растрелли. С весны 1755 года Кнобеля сменил зять Растрелли архитектор Бертулиатти, а в 1763 - 1766 годах эту должность исполнял Василий Петров. Сам Растрелли почти неотлучно присутствовал на строительстве. Для большего удобства ему даже была отведена квартира в Смольном. К работам были привлечены мастера и специалисты из Италии, Германии и Швеции. Для нужд постройки устраивались специальные кирпичные заводы, к строительству приписывались целые деревни.
В мае 1749 года была произведена разбивка плана, начали рыть котлованы и забивать сваи под фундамент собора и восточного корпуса (все фундаменты монастырского комплекса опираются на 60 000 свай). Работы велись с большим размахом и достаточно интенсивно, однако строительство затянулось на долгое время. В 1750 году забивка свай под фундамент Смольного собора была закончена. В сентябре 1751 года началось сооружение его фундамента, а к 1753 году был возведен подвальный этаж. Кладку наружных стен храма завершили в 1757 году и довели до балюстрады. Весной 1759 года приступили к кладке сводов. Работы по сооружению колокольни Смольного монастыря были начаты в 1751 году: готовили рвы под фундамент и забивали сваи. Фундамент колокольни был заложен в 1752 году, и строительство велось вплоть до 1756 года, когда здание было доведено до первого гзымза (карниза), т.е. до вторых окон. После завершения нижнего этажа колокольни работы прервались, а в дальнейшем от ее сооружения отказались. К 1756 году строительство монастырских корпусов практически было закончено, и начались работы по их внутренней отделке. Чертежи внутренних украшений и иконостасов Растрелли представил в 1753 г. Примерно в это же время началось изготовление церковной утвари. Императрица предполагала выполнить иконостасы всех церквей из кованого серебра по эскизам Растрелли.
Причиной уменьшения ассигнований на постройку Смольного монастыря стала Семилетняя война с Пруссией, которая началась в 1756 году. Работы не были прекращены, но стали вестись значительно медленнее, строительная деятельность в этот период сосредоточилась, в основном, на сооружении собора. Судьбу Смольного монастыря, ход его строительства, особенности использования, а также судьбу самого Ф.Б. Растрелли определила смерть императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году.
В 1762 году верховное заведование постройкой перешло к И.И. Бецкому. Вскоре Растрелли оставляет строительство и в 1764 году покидает Россию. И.И. Бецкой в мае 1764 года предписывает конторе Воскресенского Новодевичьего монастыря немедленно приступить к приспособлению помещений для размещения Воспитательного общества благородных девиц. К этому времени были закончены кельи и северо-восточная церковь св. великомученицы Екатерины. Этот храм, расположенный в среднем этаже северо-восточной башни, стал единственной из четырех малых церквей Смольного монастыря, внутренняя отделка которой, включая иконостас, была выполнена по рисункам Растрелли. Купол церкви был закрыт горизонтальным потолком, т.к. в нем размещался механизм больших башенных часов. Храм св. Екатерины был освящен 4 августа 1764 года как церковь Воспитательного общества благородных девиц. Внутренняя отделка монастырских корпусов была завершена в 1765 году.
О Смольном соборе забыли почти на 70 лет. Его завершил архитектор В.П. Стасов, он же выполнил внутреннюю отделку. В общем архитектурном решении Стасову удалось сохранить замысел Растрелли с учетом новых требований - в то время уже господствовал классицизм. Здесь нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола.
Общество благородных девиц
В мае 1764 г. императрица Екатерина II подписала указ об учреждении Общества для воспитания 200 благородных девиц при Смольном монастыре. Таким образом, в России впервые было создано учебное заведение для женщин. За образец были взяты закрытые учебные заведения Западной Европы, где было распространено совмещение образовательного и церковного учреждений. В частности, как прототип Смольного института упоминается Сен-Сирский монастырь в Париже. Осуществить свои планы Екатерина поручила личному секретарю, видному государственному деятелю И.И. Бецкому. В основе взглядов Ивана Ивановича лежала концепция воспитания детей вне семьи. В результате должны были появиться идеальные люди, которые по вступлении в брак образовали бы идеальную семью, родоначальницу идеального общества. Для этого и были предназначены закрытые учебные заведения, в которые принимались девочки-дворянки 5 - 6 лет с условием, что все 12 лет обучения они будут находиться в стенах Смольного. Родители давали обязательство не забирать их ранее, разве что по состоянию здоровья.
Здания монастыря начали приспосабливать для Общества благородных девиц в 1764 - 1765 годах. Руководил строительными работами с 18 августа 1765 г. Ю.М. Фельтен. В ходе переделок наружные фасады монастырских корпусов не изменялись. К 1766 г. значительная часть зданий была готова. Верхний этаж предназначался для воспитанниц и педагогического персонала, в нижнем разместилась прислуга. Восточный фасад монастыря занимал лазарет. В некоторых помещениях устроили третий этаж. Но со второй половины 1770-х годов строительные работы приостановились, заготовленные материалы начинают передавать на другие стройки.
Первые искажения в облике Смольного, созданного Растрелли, появились в середине 1770-х гг. В марте 1775 года ураган сорвал крышу с одного из зданий монастыря. Была повреждена центральная часть северного корпуса, где размещался актовый зал Института благородных девиц. Корпус восстановил. Ю.М. Фельтен, пристроивший к нему театр, в результате чего центральная часть этого здания расширилась. Существенным диссонансом, внесенным в барочный ансамбль, стало возведение на фундаменте колокольни дортуаров (архитектор А. Порто). Это сооружение на время замкнуло каре монастырских корпусов. Вместе с воспитанницами Общества в корпусах монастыря жили и монахини, правда, их численность постоянно уменьшалась. В августе 1799 г. было принято решение о переселении оставшихся монахинь за пределы монастырского каре. В 1820 -1830-е годы монастырь существовал "де-юре", под этим названием понималось само строение и причт церкви св. Марии Магдалины. В 1835 г. причт был приписан к собору, а сама церковь (но не монастырь) за ветхостью упразднена. Таким образом, фактически официального распоряжения об упразднении Смольного монастыря не было. В 1845 году он был переведен, а, по сути, восстановлен на 8-й линии Васильевского острова, в доме бывшего греко-униатского подворья. Топоним же "Смольный монастырь", сохранивший воспоминание о Воскресенском Новодевичьем монастыре, закрепился за растреллиевской постройкой и определил название разместившихся здесь учреждений.
Вдовий дом
Дальнейшая история Смольного монастыря на протяжении XIX - начала XX века связана с появлением у него нового владельца. В 1806 г. было заложено новое здание для Санкт-Петербургского Вдовьего дома на территории рядом со Смольным монастырем, на берегу Невы. Вдовий дом был основан в 1802 г. и первоначально находился у Воскресенского моста. Новое здание строилось по проекту архитектора Дж. Кваренги. Для Вдовьего дома в 1808 г. была также предназначена домовая церковь в юго-восточной башне монастыря, которая до этого служила классной комнатой.
К лету 1808 г. новое здание Вдовьего дома и отделка церкви были завершены. Однако 11 августа 1808 г. императрица Мария Федоровна, патронировавшая все благотворительные заведения России, подала императору Александру I записку, в которой предлагала обмен зданиями Вдовьего дома и Общества благородных девиц (т.е. Смольного монастыря).
Приспосабливать монастырские корпуса для Вдовьего дома начали после того, как их оставило Общество благородных девиц в 1808 г., и закончили в 1810 г. После проведения внутренних работ в корпусах Смольного монастыря в него въехал Санкт-Петербургский Вдовий дом, находившийся здесь до 1917 г.
Подготовлено В.Н.Верзаковым
|